Специальный репортаж

Интернет-журнал «7х7»

«Мы рады, что попали
в детский дом»

Попытка понять, что чувствуют дети-сироты и как может измениться система детских домов, если государство не будет сопротивляться

Истории детей

В лагерь «Берёзка» на весенние каникулы приехало более 50 детей из 10 детских домов и школ-интернатов по всей области. Многие дети говорят, что не хотят в семью: некоторых уже возвращали приемные родители. Ребята хотят создать свою идеальную семью, но перед глазами – трагический опыт взрослых. У многих детей живы матери, а иногда отцы, есть родственники, но забирают их только на каникулы, а навещают редко. Детский дом стал для многих скорее не приютом, а безопасным местом. И каждый из них рад, что оказался здесь.

Вероника Вербицкая много улыбается и рассказывает, что учится в школе-интернате в поселке Торфяной. Ей 16 лет. Она увлекается лыжами, баскетболом и бегом, хип-хопом и русскими народными танцами, с детства любит фотографировать природу, особенно закаты. Вероника хочет поступить в 18-й лицей в Кирове – на мастера отделочных работ, а затем выучиться еще и на художника.
Я немного боюсь будущего

Я попала в детский дом из-за родителей. Они меня били, и я все время уходила к подруге. Все детство я провела у нее. А родители не заботились, я не ела ничего. Потом приехала милиция, забрала из дома и отправила в детский дом, а оттуда — в школу-интернат в Торфяной. Мне было 7 лет. Раньше родители писали письма, сейчас — нет. Они обещали приехать в гости, но ни разу не были. Я выпущусь и поеду к ним.

Я очень рада, что попала в эту школу, здесь хорошие ребята, проходят всякие мероприятия и кружки, есть чем заняться в свободное время. Своего воспитателя я называю мамой. Нам в том году выделили 3 миллиона на ремонт третьего этажа. У нас были огромные спальни, а теперь мы живем по комнатам, все красиво.

Немного будущего боюсь, что может что-то не сложиться. Хочу найти новых друзей, братьев и сестер, — нас пятеро в семье было, — и найти своих родителей. Потом — поехать ненадолго в свой родной Брянск, город воинской славы.

За нас сейчас все государство оплачивает, но, когда я уйду из училища, наступит самостоятельная жизнь. Я хочу получить хорошее образование. А здесь оно было так себе, у нас же коррекционная школа, у нас все легко и просто, я почти отличница. Некоторые одноклассники не хотят учиться, и мне приходится их успокаивать.
Я хочу найти свою старшую сестру

У меня мама родная стала пить, резала себе вены, убивала, ее посадили в тюрьму, а меня отправили в детский дом. У меня еще есть две сестры. Сейчас я очень хочу найти свою родную старшую сестру Татьяну.

В приемной семье я была самая старшая, а маленькие все плакали. Здесь интереснее. Наверное, я плохо себя вела, врала, не слушалась маму, ей надоело, и она меня сюда сдала, сказала, что заберет через пять месяцев, но прошел уже год.

В детском доме лучше, чем дома. Мне нравится танцевать и играть на синтезаторе, люблю рисовать: пейзажи и портреты. Х
очу стать медсестрой, мне нравится эта профессия, я часто играю в «больницу» и лечу маленьких детей.

У Веры Мосуновой, робкой девочки из Спицынского детского дома, в школьном дневнике по всем предметам пятерки, четверка только по математике. Вере 9 лет, совсем недавно приемные родители вернули ее обратно в детский дом.
Если бы мы сейчас были дома, то, наверное, мы бы не учились и вели распущенную жизнь
Две девочки-подростка, подруги Лера и Светлана из Сосновской школы-интерната, в будущем хотели бы стать переводчиками.

«Моих двух маленьких сестер удочерили, и я хочу к ним съездить в Италию», — рассказывает Светлана. Она уверена, что здесь ей лучше, чем дома. Она хотела бы учиться в Санкт-Петербурге. Свете 15 лет, три года назад у нее умер папа, мама воспитывать одна детей не смогла. Света так представляет идеальную семью: родители должны любить друг друга, заботиться о детях и защищать их, а если у детей родители-инвалиды, то они их не должны бросать.

Лера с ней соглашается и рассказывает, что в школе-интернате интересно: «Очень много полезного для будущего приносит интернат. Трудовые способности очень хорошо развивают, очень часто полы моем, посуду, дежурим. Это дает уверенность в будущем, чтобы потом мы смогли сами сделать что-то в своей жизни. Но мне страшно выходить из интерната».

Лера оказалась в приюте в 2008 году, ей было 7 лет, родителей лишили прав. С ними она иногда разговаривает по телефону, домой ее забирает тетя на каникулы, рассказывает, что папа скучает. Она хотела поехать на этих каникулах домой, однако поехала в лагерь.

«Я по жизни привык, что я один,
но я не был один»,
Александр Бровко
— На счет три-четыре играй со мной! Не так, смотри. Дима, добавь звук синтезатора! — Александр Бровко учит воспитанника детского дома играть на клавишных.

Александр, руководитель группы Sound, созданной в рамках проекта для детей-сирот «Право на творчество». Ему 24 года, он выпускник Сосновской школы-интерната. После выпуска у него все сложилось хорошо: он ушел армию, после — поступил в техникум, где и начал активно заниматься музыкой. Теперь он учится на заочном в ВятГСХА, работает в «Газпроме», а в свободное время учит детей-сирот играть на музыкальных инструментах. На весенние каникулы в лагерь «Берёзка» он приехал именно для этого.
Если бы я жил со своей семьей, я бы сидел, как мой брат
— Очень важный момент — это воспитание в детском доме. Я жил там 11 лет, я знаю все-все. Я не жалею, что я был там. Неизвестно, занимался бы я музыкой или еще чем-то, если бы туда не попал.

Я всегда могу приехать в школу-интернат, меня там ждут. Я семью свою совсем не знал, потом только с сестрами родными познакомился. Я по жизни привык, что я один, но я не был один. У меня много друзей. Все меня встречают, все рады. Когда я приезжаю, то все наперед знают, чем мы будем заниматься. Я хочу заинтриговать ребят, привожу новые треки.

Когда я приезжаю на рок-фестивали и меня, например, спрашивают: «Ты откуда?», то я не знаю, что ответить человеку, не знаю, с чем он будет ассоциировать детский дом. Я издалека подхожу. Но не скрываю. Говорю: «Ты видишь, чем я сейчас занимаюсь, это все потому, что я был там». И я многому там научился: тому, чтобы мои дети не попали в интернат. Сейчас я работаю не для себя — для детей, с которыми занимаюсь музыкой. Проект очень классный, и многих детей я уже научил. Теперь я хочу свою студию звукозаписи в Кирове, репетиционную точку, куда можно будет прийти любому и просто поиграть.


Теперь Александр всегда помогает выпускникам из детского дома устроиться в общежитии, сориентироваться в городе: «Как мне помогали, так и я сейчас помогаю».

Движение волонтеров

Они должны знать, что о них помнят и заботятся

В один из выходных дней кировские студенты решили разыграть представление на пиратскую тему в Кирово-Чепецком приюте для детей и подростков.
Искатели сокровищ, клянемся чтить пиратский кодекс! – громко говорит молодой человек в костюме пирата.
Клянемся! – кричат хором маленькие ребята.
Клянемся не трусить? И разделить по чести сокровища, или иначе пусть меня съедят акулы!
– Клянемся!
– Смотрите, какая у нас теперь большая команда!


Дети тут же делятся на команды и отправляются на задание. Малыши с удовольствием играют и фотографируются со студентами. Многие из детей одеты в одинаковые спонсорские футболки. Дети находятся в приюте временно.

Воспитатели верят
в силу коллектива


Наталья Глушкова
Воспитатель Спицынского детского дома
– К 1 сентября, когда к нам только приходят новые ребята, происходит притирка друг к другу. Бывает, у ребят сильно развиты лидерские качества, они начинают себя как-то ставить. А потом, спустя полгода, привыкают ко всем, к коллективу. Их постоянно нужно чем-то занимать. Может быть, сначала они скажут: «Ой, нам не хочется», но когда они видят, что все начали, – тоже включаются. Например, когда ставим спектакли, а ребята старшие не хотят участвовать, но видят, что всем это нужно, тоже присоединяются. Люди боятся брать в семью детей из детских домов. У них впечатление, что это маленькие разбойники. Но наших ребятишек жалеют. На концертах, на которые мы приглашаем ветеранов, старики сидят и плачут. Знаете, это такая глобальная проблема...
– Раньше у нас меньше усыновляли детей, сейчас больше: за год человека два-три. У нас детей и так немного. Нам самим нужны дети. Побольше коллектив будет. Чтобы работа была у нас. Знаете, я считаю, что в переходном возрасте дети лучше проживут в интернате. Здесь есть воспитатели, коллектив, а на улице они бы свободно ходили, рожали бы, а здесь есть система и все подчиняются коллективу. Даже когда приезжают новенькие. Первое время «я», а потом подстраиваются под всех и вливаются в коллектив.

Людмила Бехтерева
воспитатель Тужинской школы-интерната
Нам самим нужны дети. Чтобы коллектив был побольше, работа была

Евгения Мышкина
Воспитатель социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Вятушка» в г.Кирово-Чепецке
– Специфика нашего учреждения в том, что государство оказывает помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. У нас дети из малообеспеченных и неблагополучных семей. В целом для ребенка семья должна быть на первом месте, а не госучреждение. Но семья должна быть образцом. По разговорам, детей тянет в семью. Перед сном мы с ними разговариваем долго – они хотят выговориться. Это большая проблема государства, которая существует везде и всюду. 20 лет назад у нас был предмет в школе «Этика семейной жизни». У нас была нормальная здоровая обстановка. Мы жили в другое время. Теперь нужно в государстве что-то пересматривать.

Альтернативное мнение

Светлана Клековкина
Директор детского дома «Надежда»
— Какие бы условия у нас ни были, — у нас красиво, уютно, дети сыты и красиво одеты, — но ничто не заменит им родительскую любовь. Надо думать о детях, а не о себе. Пусть мы останемся без работы, но дети будут счастливы в семье. У нас 98% детей уходят в семьи. Остаются только тяжелые инвалиды. Сейчас здесь 14 детей-инвалидов, всего – 73 ребенка. Детки воспитываются у нас от года до 7 лет – все с ограниченными возможностями здоровья, психическими отклонениями. Мы их реабилитируем: оказываем медицинскую, педагогическую, психологическую помощь. Через два-три месяца или полгода – мы передаем их в замещающую семью: на усыновление, под опеку и в приемную семью.

У нас дети находятся круглосуточно, мы специализированное учреждение, нужно большое количество работников, у нас в штате 100 человек. Также сотрудники нашего детского дома курируют службу сопровождения замещающих семей: в период адаптации ребенка педагоги-психологи наблюдают за ним и помогают в адаптации, а также ведут работу с кровной семьей, помогают восстановиться в родительских правах. Однако восстановить распавшуюся семью – куда сложнее, чем поддержать взрослых, когда они еще не готовы бросить своих детей.



Дом

Как живет
приемная семья?


Татьяна Софронова начала свою профессиональную деятельность с работы психолога в детском доме «Надежда». Одной из первых получила дополнительное образование по специальности «педагог-психолог» и была единственным специалистом в городе.




Детские дома нужно преобразовать в реабилитационные центры

В приемной семье Татьяны Софроновой 5 дочерей и один сын. Она рассказывает, что дети кризисные, все в подростковом возрасте, и неизвестно, сможет ли она с мужем довести их до самостоятельной жизни.

Татьяна Александровна уже давно знает, как можно решить проблему детского сиротства, но признается, что при сегодняшнем отношении государства к этой проблеме мечты останутся мечтами. Дело в том, что профилактики сиротства нет. Она уверена, что должны существовать специальные кризисные службы со специалистами, которые обязаны держать семью под контролем: отец потерял работу, запил, потеряли кого-то из близких, – нужно помочь перенести эту тяжелую жизненную ситуацию, восстановиться и не позволить детям попасть в детский дом.

По ее мнению, все детские дома должны стать центрами реабилитации, куда «отказной» ребенок может попасть только на время – с ним и с его родителями будут вести работу: так должен работать механизм по спасению и воссоединению семьи.

Татьяна Александровна не скрывает, что содержать сегодня приемных детей тяжело: государство платит маленькие пособия, нет льгот на проезд школьникам и даже путевок на отдых в Кировской области.
Для государственного ребенка прекрасно находят деньги в детском доме, но не в приемной семье. Сколько в день тратится на него там, столько же должны позволить себе и мы
Я никогда не собиралась стать приемной мамой, я видела, как это трудно, и не переоценивала свои силы. Ведь с ними я не психолог, а мама. Вот если бы Саша Головизнин не пришел в один день в центр и не сказал: «Покрестите меня», – все сложилось бы иначе. Крестник – ведь это сын. Я повезла его в суворовское училище, и сейчас он служит под Калининградом. Очень благодарный сын.

мНЕНИЕ экспертов

Михаил Плюснин
Правозащитник
В работе с детьми-сиротами заложена фатальная ошибка: нет резерва семей, куда ребенка можно было бы поместить. Несколько лет назад я выдвигал инициативу по созданию фостерной, то есть принимающей семьи, которая могла бы приютить ребенка на кризисный период в его жизни. Но нас не поддержали, хотя это было право субъекта РФ.

У нас вообще взять ребенка чужого сложно. Я знаю, что родственники пытаются взять, а им говорят: «У вас метраж не соответствует, у вас нет образования, вы подозрительны и вообще будете на всех учетах у нас стоять». Чиновники не хотят помогать семье. Вот есть учреждения, где есть специалисты, и лучше пусть все решается ими – обученными, готовыми. Аргументы, что содержание ребенка в приемной семье в разы дешевле, чем в детском доме, не действуют. Логика ведомства: чем меньше полномочий, тем ниже статус, и не дай бог мы из департамента образования превратимся в управление.
Логика ведомства: если мы закроем детский дом, у нас урежут программу. Если урежут программу – у нас сократят штат
При этом считаю, что сегодня детский дом остается хорошим предприятием, которое предоставляет массу рабочих мест. Бизнесмены должны помогать не детскому дому, а проблемной семье или хорошей семье. Вот есть многодетная семья, помогите ей: поставьте кровать, мебель, чтобы было удобно жить, это не требует многомиллионных затрат, как в детском доме. У нас долго формировался стереотип, что помогать нужно детским учреждениям. Они несчастные, денег нет, дети в них замученные, и так по инерции. У нас нет движения волонтеров, чтобы те помогали обычным семьям. В детские дома – толпы. Но придите в обычную школу, в которой 50 ребят стоят на внутреннем учете. И сделайте там то же самое.
Владимир Шабардин
Уполномоченный по правам ребенка в Кировской области
Система детских домов требует радикальной смены подхода. Проблема в том, что в Кировской области из 16 детских домов – только два государственных, областных, остальные – муниципальные, то есть районные. Такого не должно быть еще с 2005 года.

Я говорю об этом давно. Этот процесс «ленивый» и долгий. Необходимо, чтобы детские дома были в одних руках. Это поможет в вопросах финансирования. На последнем заседании правительства я говорил об этом губернатору Никите Белых: если, к примеру, через два года закроем какой-нибудь детский дом, то что будем делать с коллективом? Четкой программы нет.

В области были такие примеры, когда бюджетные деньги уходили на ремонт тех помещений, которые не используются детскими домами. В других регионах, например, на базе бесхозных помещений, оставшихся после закрытия детских домов, создаются ресурсные центры для работы с приемными семьями. И специалисты остаются, только профиль меняют.

Есть другой пример – в Перми таких учреждений, как школа-интернат, вообще не осталось. Пермяки к этому давно шли и поняли, что школа-интернат – это полностью закрытая территория. А в детском доме дети живут и учатся отдельно, в обычной школе, многие вещи открыты для них. Поэтому уход от школ-интернатов должен иметь место и в Кировской области.
В Перми практически нет школ-интернатов
К тому же нужно поддерживать приемные семьи. Мотивация приемных родителей взять ребенка – не в деньгах. Содержание ребенка обходится государству в разы дешевле именно в приемной семье, а не в детском доме. У нас есть области, в которых есть региональный капитал по типу материнского, его можно получить при усыновлении. И суммы очень приличные.

По регионам есть такой опыт, который я предлагал и у нас в 2011 году, тогда меня прокуратура поддержала. Идея такая: создать банк семей и детей группы особого внимания. У нас есть случаи, когда семья не находится в поле зрения никакой структуры по формальным признакам.

Все это еще впереди – различные варианты по реорганизации всей системы. Я надеюсь, что изменения произойдут, когда в Кирове изменят структуру власти и вместо департаментов появятся министерства. Но пока не понятно, в какой системе окажутся детские дома. Сейчас они находятся в системе образования, но во многих регионах давно перешли в систему «социалки». Но система объективно нуждается в реформировании.

Заключение

Государство снова оказалось перед дилеммой: ответственные лица призывают к реформе детских домов, но это пугает педагогов и детей. Система детских домов прочно вошла в структуру общества. Михаил Плюснин подтверждает это «логикой ведомства» и нежеланием чиновников помочь семье. Но есть опыт других регионов, где систему перестраивают: школ-интернатов не остается, создаются ресурсные центры для работы с приемными семьями.

В Кирове необходимая работа ведется только с кандидатами на усыновление. Но государственная помощь приемным родителям скудна и неэффективна. Это подтверждают данные департамента Кировской области: в 2013 году 143 ребенка было усыновлено, в 2014-м меньше – 117. Однако желающих стать родителями, становится все больше. Например, в 2013 году кандидатов, прошедших подготовку в центре усыновления опеки и попечительства, было 170 семей, в 2014-м – 230.

Приемные родители отчаянно утверждают, что детские дома нужно перестроить в реабилитационные центры. В этом убеждена Татьяна Софронова, которая считает, что необходимо создать механизм по спасению и воссоединению семьи в виде кризисных служб.


Люди, которые тесно связаны с проблемой семьи в стране и регионе, приходят к выводу, что на данном этапе необходимо заняться профилактикой детского сиротства. В детских домах, как заметил Александр Бровко, учат не бросать своих детей. Но кто должен помогать тем родителям, которые находятся на грани трагедии? Работать с семьей, привлекать специалистов и предотвращать проблему заранее, а не ждать, пока семья деградирует и останется только забрать ребенка в детский дом. Восстановить распавшуюся семью – куда сложнее, чем психологически и финансово поддержать взрослых на том этапе, когда они еще не готовы отказаться от своих детей. Это подтверждают дети-сироты, рассказывающие о своих родителях, которые их бросили.

Решение этой проблемы Уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин видит в создании банка семей и детей группы особого внимания. Возможно, сегодня не так сильно развито общественное движение, которое могло бы оценить проблему объективно и не только предложить варианты по спасению, но и взять обязанности на себя. Любая попытка изменить и преобразовать систему сиротства может затянуться на годы, но начинать необходимо сейчас.


Автор: Наталья Баранова
Видеооператор: Никита Пивоваров
Фотографии предоставили: Евгений Ткачук, Сергей Юферов
Опубликовано: 2 июня 2015 года
Интернет-журнал "7х7"

© 2014 All Right Reserved. Tilda Publishing Design Co.
[email protected]

Made on
Tilda