Классическая
история многих карельских лесных поселков: некогда преуспевающее село постепенно превращается в коллективный дом престарелых. Молодежь уезжает в города учиться и не возвращается: работы нет. Оставшиеся — либо бюджетники, либо живут на пенсии и различные социальные пособия, спасаются подножным кормом. Благо, рядом озеро, под ногами плодородная земля, в лесу — ягоды, грибы.
Некогда преуспевающий совхоз-«миллионер» «Прогресс», образованный в 1955 году, стал разваливаться еще в 1990-е годы, но формально работал до 2002 года. В «старые добрые» времена в совхозные владения входили 16 коровников, 16 телятников, овчарня, картофелехранилища и силосные ямы. Теперь — только развалины. Такая же судьба и у Заонежского лесхоза, который прекратил существование через несколько лет после совхоза.
Судя по всему, тенденция вымирания Великогубского сельского поселения будет продолжаться. Если раньше в него входило 134 населенных пункта,
сегодня осталось лишь 38.
Похоже, что вопреки
уверенности президента в том, что «российскую школу … нужно настроить на будущее страны», федеральные, региональные и местные власти это будущее связывают вовсе не с селом. Иначе как объяснить, что 50 миллиардов рублей вкладывается в строительство новых школьных зданий, а не на поддержку пока еще крепких сельских школ. В региональном и районном бюджете на них денег нет, их «оптимизация» продолжается. Ее следующим витком — после того, как оптимизационные ресурсы «классов-комплектов» и «разновозрастных классов» будут исчерпаны — может стать закрытие школы в Ламбасручье. А в среднесрочной перспективе вероятно и закрытие Великогубской школы. А без школ у карельской глубинки будущего нет, уверены сельчане.
Галина Аверьянова в сердцах предлагает выход из ситуации: «Постройте уже дом большой, на тысячу человек, в городе, и переселите нас туда всем селом. Проблем меньше будет».
И подводит промежуточные итоги борьбы за выживание школы: удалось отстоять раздельное обучение младших школьников и большинства предметов — для старших, сохранить в штате школы учителей, в том числе педагогов дополнительного образования. Однако ее, и как мать и бабушку, и как библиотекаря, представителя сельской интеллигенции, и как депутата сельсовета, пугают перспективы дальнейшей оптимизации.