По дороге Людмила шутит о подруге:
— Мы — Ханты-Мансийск: она — ханты, а я — манси.
Они работают вместе в историко-культурном центре «Старый Сургут». Людмила рассказывает: языки ханты и манси сильно отличаются,
хотя народы живут по соседству и их традиционный быт схож. Понять речь друг друга они не могут, хотя встречаются слова со знакомыми корнями.
Ханты и манси — коренные малые народы, поэтому для них есть
исключения в законодательстве. Их традиционная деятельность — охота и оленеводство — не облагается налогом, для своих нужд они могут рубить лес и ловить рыбу без лицензии, но в ограниченных количествах. Многие по-прежнему ведут кочевой образ жизни.
Коренные народы могут свободно жить на своих территориях, а оформить прописку — по адресу администрации ближайшего населенного пункта. Но так происходит до того момента, пока на их территориях не найдут нефть.
— В Когалыме
живет один хант, его история уже ни в какие рамки... Человек всю жизнь прожил в лесу, у него была земля, где стоял чум, где паслись олени. На его территорию приехали нефтяники, прямо на машинах. Говорят: «Убирай свой чум, тут нефть у тебя,
мы будем здесь ставить буровую, прямо на месте чума». Представьте, как будто пришли в вашу квартиру и выкинули вас отсюда. А он по-русски плохо разговаривает. Его провоцировали, подталкивали к нарушению закона, хотели через суд на него
надавить. Он два года судился и выиграл дело, — рассказывает Ачимова.
Интересы ханты представляют общины. Это объединения семей, живущих в одной местности. Есть общины, которые оформляют право на определенную территорию и
вносят ее в реестр, но так делают не все. Некоторые семьи из-за неграмотности и нежелания связываться с бюрократией не имеют никакого юридического права на территорию проживания. Они не смогут ее защитить, если возникнет такая необходимость.
Чаще всего сделки по использованию земель коренных народов заключают через общины. Нефтяники платят компенсации за недропользование, которые должны быть распределены между семьями. Ачимова считает, что процедура заключения
сделок и распределения компенсаций насквозь коррумпирована — корпорации и руководство общин заключают невыгодные для простых ханты договоры. До половины средств, предназначенных на компенсации за использование хантыйских территорий, уверена
она, могут исчезнуть по пути к рядовым ханты:
— Когда сталкиваются интересы крупных нефтегазовых корпораций и маленьких людей — для них ты букашка, человек, которого запросто можно раздавить. Был один, пытался выяснить, куда
деваются компенсации от разработки месторождений — из выделенных четырех миллионов до общины доходило только два. Его заставили замолчать, запугали.
Раньше, продолжает Наталья Ачимова, существовало негласное правило: нефтяники
не трогают священные места и кладбища коренных народов. Сейчас компании начинают их игнорировать. Как в случае добычи нефти на
священном озере ханты Имлор, где интересы ханты отстаивает шаман
Сергей Кечимов.
— Сергей Кечимов — тот, кому не безразлично положение нашего народа. Он защищает, поддерживает, ценит, любит, уважает наш народ. Он болеет за наш язык, культуру и за наши традиции. Это глубокий и мудрый человек.
Я на него смотрю как на деда. И до глубины души ценю то, что он делает.
Чтобы попасть на стойбище к Ермаковым, нужно преодолеть контрольно-пропускной пункт охраны нефтяников: их дом расположен на охраняемой территории нефтедобычи.
— Нас они знают, пропускают без проверки. Раньше даже гостей привезти было проблемой — сейчас проще, — рассказывает Николай. Охранник на посту, увидев издалека знакомую машину, открывает шлагбаум.
За два километра
до «кёот» — до дома — сворачиваем с асфальтовой дороги в лес. Ольга пересаживается на снегоход с прикрепленными нартами [традиционные сани], который был припрятан недалеко от дороги.
— Тебе понадобятся монетки для обряда, —
говорит Наталья. — Потом расскажу зачем.
Ольга в развевающемся платке едет на «Буране» до реки, за которой находится стойбище. У реки за «Буран» садится ее муж, а мы втроем с Натальей и Людмилой пересаживаемся на нарты. Едем
по реке вдоль русла. Несколько раз под нартами проваливается лед, но из-за большой скорости они не тонут.
— Бросай монеты в реку! Это нужно, чтобы тебя духи приняли, — кричит Наталья.
Кидаю. Доезжаем до берега сухими.