На дистанции шестерка первачей
Как компания легендарного Вадима Туманова
стала одним из лидеров госзаказа в Карелии
На излете Советского Союза имя Вадима Туманова гремело по всей стране. Легендарный зэк, золотодобытчик, основатель кооперативного движения, друг Владимира Высоцкого... Сегодня ПСК «Строитель», принадлежащая Туманову и его артельщикам, занимает четвертое место в рэнкинге «Королей госзаказа» Карелии.
Вот бы мне посмотреть,
С кем отправился в путь,
С кем рискнул помереть,
С кем затеял рискнуть!


В. Высоцкий «Побег на рывок»
(посв. Вадиму Туманову)

Предисловие
«Туманов, научи этих мудаков работать!» Так в 1977 году министр цветной металлургии СССР Петр Ломако встретил Вадима Туманова на собрании с директорами золотодобывающих объединений. «Ну, конец мне», — подумал тогда Туманов. Эту историю корреспонденту «7х7» рассказал Сергей Кочнев, товарищ Туманова по артелям и один из учредителей дорожно-строительной компании ПСК «Строитель».

Вадим Туманов родился в Украине в 1927 году, служил на Дальнем Востоке, был членом сборной Тихоокеанского флота по боксу и отличался сильным ударом, который не раз помогал ему в жизни. Туманов ходил в море: на пароходе «Ингул» во время советско-японской войны 1945-го, потом на пароходе «Уралмаш», откуда осенью 1948 года его сняли органы НКВД. Туманова арестовали за стихи Есенина и пластинки Вертинского — восемь лет он провел в колымских лагерях и пересылках.

В лагерях Туманов начал работать на добыче золота. В 1956 году, когда его реабилитировали, создал старательские артели: сначала на Колыме, в Якутии, на Урале, затем на побережье Охотского моря, в Таджикистане и Башкирии, в Республике Коми. Все его артели и дочерние предприятия за все время существования добыли стране более 500 тонн золота. Туманову посвящал стихотворения поэт Евгений Евтушенко, по его биографии друг Туманова Владимир Высоцкий вместе с Леонидом Мончинским написали роман «Черная свеча», а позже режиссер Владимир Яканин снял фильм «Фартовый».

В 1987 году Вадим Туманов создал в Карелии кооператив «Строитель», в начале 90-х стал гендиректором компании и руководил ею до 2002 года. Сейчас Туманов практически не участвует в жизни фирмы, но на четверть остается ее владельцем. Остальная часть в равных долях распределена между его давними друзьями по артелям Сергеем Панчёхиным, Сергеем Кочневым, братьями Николаем и Василием Жилкиными, и Александром Демидовым.
Часть 1. Дороги
Герой
Бульдозерист Сергей Панчёхин родом из Ярославской области. К Туманову он попал после армии в июне 1969 года. Уже в первый год работы, вспоминает Туманов в своей книге «Все потерять и вновь начать с мечты», Панчёхин начал всех удивлять.

Однажды артель Туманова перегоняла технику по зимнику и в одном из болот Якутии водители утопили бульдозер. Как самого молодого, Панчёхина оставили с палаткой, железной печкой, продуктами и ружьем в тайге, чтобы по весне проще было отыскать и достать технику. Упрямый Панчёхин не стал ждать, когда за ним вернутся, и принялся в сорокаградусный мороз вымораживать бульдозер: каждый день выдалбливал замерзший лед вокруг машины.

— Подумал: «Что делать? Лом есть, лопата есть». Я каждый день ходил, выкалывал лед, — вспоминает Сергей Панчёхин. Когда через два месяца за ним вернулись, вокруг бульдозера была выдолблена яма — вместе с Панчёхиным спасенную технику вывезли из тайги.

После этого случая Панчёхина стали брать в самые непростые экспедиции: в 1971-м в составе артели «Восток» он прошел полторы тысячи километров по необжитой местности через Джугджурский перевал и вышел в долину Лантаря на побережье Охотского моря. Там тумановская артель открыла одно из основных мест золотодобычи в Хабаровском крае, которое и сегодня называют крупнейшим предприятием Дальневосточного региона и России по добыче россыпного и рудного золота.

«Сейчас даже не верится, что мы это сделали. Всех наших ребят, которые прошли только через Джугджур, можно считать Героями Труда», — вспоминал Туманов.

На Охотском побережье тумановская артель «Восток» провела шесть лет. Панчёхин работал там бульдозеристом. Потом механиком-горняком, в Бодайбо стал начальником участка. В 1988 году в Карелии Сергей Панчёхин стал первым заместителем Вадима Туманова.

Сегодня в ПСК «Строитель» Панчёхин руководит направлением по строительству мостов в республике.
Китаец
Сергей Кочнев родился в марте 1938 года в Хабаровском крае. До 17 лет Кочнева звали Жан Ю Мин. Его отец Михаил — китаец из семьи фармацевтов, работал на Дальнем Востоке. Когда Кочневу было три месяца, отца предупредили, что вот-вот начнется массовая депортация, после которой будут репрессии.

— Отец работал в НКВД шеф-поваром, это его спасло. Начальник к нему пришел, сказал: «Миша, сейчас начнут китайцев депортировать, а потом неизвестно», — и его депортировали. Дали неделю собраться, посадили в «телятник» и увезли нас в Китай. А у моей тети тоже китаец муж был, так его расстреляли, — рассказывает Сергей Кочнев.

В Китае он выучился на автомеханика. После смерти отца в середине 1950-х его мать с детьми решила вернуться в СССР — как раз началось развенчание культа личности Сталина. Семья получила вид на жительство, 17-летний Жан Ю Мин пошел в консульство писать заявление на советское гражданство.

— Я написал: Жан Ю Мин-Сергей Михайлович — даю заявление. Консул смотрит: «Какой же ты Жан? Ты Кочнев. Собираешься в Советский Союз ехать, мама у тебя Кочнева, тем более отца нет». Я переписал: Жан-Кочнев Сергей Михайлович. Он Жан вычеркнул, так я и стал Кочневым, — вспоминает он.

Сергей Кочнев вернулся в Хабаровск, где работал механиком-мотористом в спецавтохозяйстве. Зимой 1973–1974 года от коллеги он узнал, что тумановской артели «Лена» срочно нужен механик: из перевалочной базы в Большом Невере Амурской области нужно было доставить сухогруз в Белькачи на реке Алдан в Якутии. Так Сергей Кочнев попал к Туманову и следующие десять лет добывал со старателями золото по все стране — от Башкирии до Охотского моря.

Сегодня Сергей Кочнев живет и работает в Карелии, он — второй учредитель ПСК «Строитель».


Сергея Кочнева до 17 лет звали Жан Ю Мин, в советском консульстве оставить китайские имя и фамилию ему не разрешили
Братья-геологи
Братья Василий и Николай Жилкины родились в Москве в послевоенные годы: старший, Василий — в 1948-м, младший, Николай — в 1949-м. Оба учились на вечернем отделении, только Василий в МГУ на географическом факультете, Николай в МГРИ на геологическом.

В 1982 году Николай Жилкин устроился инженером в артель Туманова в Башкирии. Через два года помог устроиться в артель брату.

— К Туманову было попасть очень трудно, но очень хотелось. Отбор был жесткий. Первый год в артели Туманова я стоял на мониторе — это брандспойт с давлением воды восемь атмосфер, которым моешь золото. Вот я так целый сезон отработал, потому что не было должности геолога, — вспоминает Василий Жилкин. — Потом геология стала не нужна. Был период, что коробок самородков меняли на ящик тушенки или сгущенки. В начале 1990-х государству золото не нужно было.

С 2002 года Николай Жилкин является генеральным директором фирмы ПСК «Строитель» в Карелии. Его брат Василий — исполнительный директор компании. Над креслом начальника в главном офисе «Строителя» висит фотография основателя компании Вадима Туманова.

Василий Жилкин говорит, что правила игры не позволяют сегодня конкурировать честно
Филолог
В 1983 году Вадим Туманов привел в артель «Печора» молодого человека в солдатских сапогах и галифе. Только что вернувшийся из армии дипломированный филолог по решению Сергея Кочнева стал комендантом и заведующим складом. Это был Александр Демидов, в будущем — пятый учредитель компании ПСК «Строитель».

Интеллигентный парень Демидов приехал из Пятигорска. Его мама была редактором на той же телестудии, где работала диктором жена Вадима Туманова Римма.

— Демидов рос без отца — с мамой и братом, который был оперным певцом. Римма Васильевна рассказывала: «Придешь к ним, один музыку сочиняет, поет и на фортепиане играет, другой стихи читает, а жрать нечего дома — веселуха! Все делом заняты, — смеется Сергей Кочнев. — Александр — ходячая энциклопедия. Что не спроси, все скажет. Эту книгу [«Все потерять и вновь начать с мечты»] он помогал писать Туманову — ни одной ошибки, никто ее не редактировал.

В начале 90-х Александр Демидов стал личным помощником Вадима Туманова. Как и его начальник, он является учредителем компании «Строитель», но живет в Москве.
Часть 2. Мосты
Кооператор-рецидивист
Артель «Печора» в Республике Коми практически была ликвидирована, когда в мае 1987 года в газете «Социалистическая индустрия» вышла статья В. Капелькина и В. Цекова «Вам это и не снилось». Авторы называли Вадима Туманова знаменитым рецидивистом, который прибрал к «загребущим рукам золотые жилы под лозунгами кооперативной демократии». «Кучка... всемогущих дельцов, взнуздав принципы кооперативного хозяйствования, гарцует по полигонам отечественных клондайков», — возмущались они. Сразу после выхода статьи на Туманова завели четыре уголовных дела.

— КПСС не могла пережить того, что добычу золота возглавляет какой-то «уголовник» и все должны равняться на него. Зарплата у меня, например, как у начальника базы, с 1980 года была 1800 рублей в месяц, — рассказывает Сергей Кочнев. Хороший московский инженер получал тогда рублей 250–300 в месяц, на 1800 рублей можно было купить 10 женских цигейковых шуб, три телевизора «Рубин» или мотоцикл «Урал» с коляской.

После распада «Печоры» Вадим Туманов создал кооператив «Строитель» в Карелии и вместе с «Кареллеспромом» начал строительство лесовозных дорог. В ноябре 1987 года суд признал статьи в «Социалистической индустрии» клеветой, а 29 января 1988 года уголовное дело против Туманова прекратили.
Высшее тумановское
— Чем отличался кооператив? В леспромхозе, например, зайдешь в гараж: рабочий день, а все болтаются без дела. А в «Строителе» работали по 12 часов в поте лица. По поводу алкоголя даже разговоров не было, это у них первая заповедь была. Курение, и то в строго отведенных местах. Как в пионерском лагере висел распорядок дня: подъем в шесть утра, зарядка, завтрак, отъезд на работу, приезд, ужин. Поражала дисциплина, — вспоминает главный экономист всесоюзной организации «Кареллеспром» с 1985 по 1992 гг. Георгий Горянов.

В 1987 году Горянова отправили в Кемский район проверить, как работает тумановский кооператив. Сначала дорогу для Кривопорожской ГЭС там делала ПМК (передвижная механизированная колонна) — за год она положила всего полтора километра дороги, а на следующий год нужно было сдать тридцать пять. «Строитель» приехал в августе и закончил дорогу к Новому году.

— Это крепкая мужская компания, они брались за самые сложные объекты, — вспоминает журналист Юрий Шлейкин, который посвятил Туманову одну из глав своей книги «Командировка в XX век». — Надо было по болотам прокладывать дороги — прокладывали. И вахтовым методом работали, набирали людей со всей России, пахали — серьезная мужская работа.
В 1990 году о ПСК «Строитель» узнали в столице. Первый мэр Москвы Гавриил Попов и председатель Мосгорисполкома Юрий Лужков пригласили Туманова, чтобы ускорить строительство дорог.

«Созвонились, встретились и решили так. Отдаем ему в аренду один битумный завод и имеющуюся у города технику. Помогаем с жильем для рабочих. И на его примере начинаем отрабатывать экономический механизм, который привлек бы сюда предпринимателя», — написал Лужков в своей книге «Мы дети твои, Москва».

В то время обычно дорожники работали только днем. Но «Строитель» клал асфальт круглосуточно и сделал реконструкцию 12-километрового участка МКАДа за 28 дней.

В Москву в 1990 году Туманов забрал Александра Демидова, который стал его постоянным помощником. Остальные артельщики Туманова распределили между собой дорожные объекты: московским участком руководил Сергей Панчёхин, Сергей Кочнев — смоленским, Василий Жилкин поехал в Коми. Появились участки в Тульской области и на Кавказе. Все начальники участков одновременно входили в состав правления кооператива, а позже стали его учредителями. При этом многие даже не имели высшего образования. По воспоминаниям Сергея Кочнева, один из опытных старателей с восемью классами образования на встрече с чиновником сказал, что получил «высшее тумановское».
Пьяный санаторий
Пока «Строитель» прокладывал дороги в Москве и других регионах, на центральной базе в Петрозаводске остался бухгалтер, юрист и больше ста работников. Скоро базу «Строителя» стали называть «пьяный санаторий». Наводить порядок, по словам Сергея Кочнева, отправили его и Николая Жилкина.

— Когда мы опустили фонд заработной платы и весь упор сделали на Москву, был период, когда тут все запили. Нас главный бухгалтер посадил на несколько миллиардов — он не заплатил налоги, пошли штрафы и так далее. Нас чуть не обанкротили, но тогда Виктор Степанов [председатель карельского правительства в 1994–1998 гг.] дал нам делянки, мы начали заниматься лесом и потихоньку крутились. Потом опять появились заказы, — вспоминает Николай Жилкин.

Вскоре из Москвы «Строителя» вытеснили конкуренты, а к середине 1990-х закрылись участки в других регионах России. Кооператив полностью вернулся в Карелию. Сергей Кочнев, Василий и Николай Жилкины вспоминают, как «Строителю» приходилось работать по взаимозачетам. Тогда железная дорога, комбинаты и нефтяники имели долги перед дорожным фондом — кооператив брал от государства в оплату своей работы эти долги, а от предприятий в счет долгов получал векселя, товары и услуги.

— У нас были буровзрывные работы, мы гасили долг железной дороге и Сегежскому комбинату, комбинат нам давал мешки крафтовые, мы эти мешки отдавали за взрывчатку, возили взрывчатку, и буровики нам делали взрывные работы, — говорит Николай Жилкин.

Так, например, была построена объездная дорога от Петрозаводска до федеральной трассы «Кола». «Строитель» расширял тоннели для лесовозов в районе Питкяранты, строил габионы [укрепление склонов вдоль дороги из сетки, набитой камнями] вдоль дороги на Сортавалу.
«Такая вроде взятка»
С 2011 года «Строитель» получил в Карелии госзаказов на 2,6 млрд руб., всего у него госконтрактов на 3 млрд руб.

— Все зависит от руководителя в регионе, — рассказывает Николай Жилкин о работе «Строителя» сегодня. — С Катанандовым [Сергей Катанандов, глава Карелии с 1998 по 2010 год] у нас нормальные отношения были, как-то давали работать. Нелидов [Андрей Нелидов, глава Карелии с 2010 по 2012 год] недолго был, а потом пришел Худилайнен [Александр Худилайнен, глава Карелии с 2012 по 2017 год] и притащил свои фирмы.
В 2015 году в Карелию пришла компания из Санкт-Петербурга «Ремстройкомплект». По информации в базе данных «Контур.Фокус», в 2015 году фирма выиграла госконтракт на 6 млрд руб. на содержание в течение пяти лет большинства региональных дорог. Часть магистралей после работ питерцев развалились в первую же осень, петрозаводская мэрия до сих пор судится с компанией.

В том же году «Ремстройкомплект» выиграл конкурс на строительство дороги Ихала — Райвио — госграница за 210 млн руб., хотя «Строитель» предложил 180 млн руб. После нескольких жалоб и писем в ФАС, ПСК «Строитель» вернул контракт, а потом сам доделывал дорогу, которую не закончил конкурент.

— Он [Александр Худилайнен] никогда не звонил, а тут с утра звонит, говорит: «Ты можешь подойти?» — я его не знал даже до этого. Я пришёл и он мне сказал, что должны работать другие ребята. Я ответил: «Не-а». В итоге мы забрали этот объект, но Худилайнен до сих пор на нас зуб имеет, — вспоминает Николай Жилкин.

Подтвердить или опровергнуть эту информацию интернет-журналу «7х7» Александр Худилайнен отказался — бывший глава Карелии попросил ему не звонить и не писать. Сегодня он проходит свидетелем по уголовному делу о получении взяток против руководства компании «Ремстройкомплект».

По информации в базе данных «Контур.Фокус», за последние восемь лет компания ПСК «Строитель» выиграла 40 госконтрактов. Основными заказчиками за эти годы были «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург — Мурманск федерального дорожного агентства» и «Управление автомобильных дорог Карелии». Управтодор Карелии с 2011 года заключил с ПСК «Строитель» 11 контрактов на 1,6 млрд руб.

— Сколько нас выкидывали, несколько лет подряд так было. А сейчас мы мостами занимаемся. Получилось, что все мостовики разбежались. Мосты, действительно, ремонтировать невыгодно. Так Федеральные автодороги говорят: «Возьмете мосты, мы вам дадим кусок федеральной дороги». Мы откаты не даем, приходится брать мосты, чтобы делать дороги. Все эти тендеры — это условность. Что наверху захотят, то и будут делать, — рассказывает Сергей Кочнев. — Вот КСМ [карельская строительная компания «Карелстроймеханизация» Николая Макарова, 2-е место в рэнкинге королей госзаказов в Карелии] и мы: чтобы никому не бодаться и не сбивать цену, мы участвуем в тендере, но не играем. Выигрывает КСМ, делает землю, а мы у него на субподряде делаем асфальт. Так цена остается та же самая, а когда начинаешь бодаться, цены падают.
В мае 2018 года «Строитель» выиграл контракт на полмиллиарда рублей. Компания ООО «ЭСКО», которая также участвовала в конкурсе, пожаловалась в ФАС — в заявлении сказано, что через сорок минут после объявления аукциона на сайте перестала работать кнопка «Разместить заявку» и они не смогли предложить более выгодную сумму. Жалобу удовлетворили — аукцион провели повторно, но ПСК снова выиграл конкурс. Николай Жилкин говорит, что «ЭСКО» хотела договориться с ПСК «Строитель», но не получилось. В итоге питерцы занизили сумму и «Строителю» пришлось сильно уменьшить стоимость работ.

— Мы поехали в Петербург разговаривать. Они говорят: «Мы знаем, что в Карелию должны прийти хорошие деньги, нам надо тут закрепиться. Мы сами строить не будем, а вы пойдете к нам на подряд», — я говорю: «Давайте лучше вы ко мне на подряд, а дальше смотрите, торгуйтесь». И нам пришлось опуститься на 100 миллионов. Но мы знали, что у нас там есть карьер, что на эти деньги можно построить. А они на что рассчитывали? — рассказывает Николай Жилкин.

Василий Жилкин считает, что правила игры не позволяют сегодня конкурировать честно. Во-первых, заказчик дает слишком мало времени на исполнение контракта. Во-вторых, закон позволяет получать контракты недобросовестным компаниям, и, если заказчику нужен результат, приходится искать обходные пути.

— Если заказчик заинтересован в результате, то подыскивает толкового подрядчика, который сделает работу. С одной стороны, мы пытаемся создать условия нормальной конкуренции — кто дешевле, кто лучше, — а с другой стороны, порождаем кучу проблем с этой конкуренцией, — считает Василий Жилкин. — Мэрия, заключив контракт, больше не должна в дорогу вкладывать деньги. Дырка в дороге образовалась, а мэрия ее заделать не может, так как у нее нет средств заплатить за эту дырку, потому что этот объект пять лет на гарантии, а никто не несет гарантийные обязательства. Тогда мэрия дает подрядчику выиграть объект нечестно и просит сделать это или это. Такая вроде взятка, только она идет на ремонт.

По словам руководителей ПСК «Строитель», работать с сегодняшним главой Карелии Артуром Парфенчиковым проще — тот дает контракты карельским компаниям, но тем приходится участвовать в благотворительности. Одним из таких проектов «Строителя» является восстановление храма Святой Троицы в карельском селе Кончезеро.

В 90-е базу ПСК «Строитель» в Карелии называли «пьяный санаторий». Сейчас это центральный офис компании
Региональные короли госзаказа. Республика Карелия
Как составлялся рейтинг

Исходная выборка компаний сделана по базе «СПАРК-Маркетинг», в нее вошли все компании, которые с 1 января 2011 года по 29 октября 2018 года получили по 94/44-ФЗ в данном регионе контракты более чем на 300 млн руб. Затем из списка были исключены государственные и муниципальные компании; компании, у которых контракты по 94/44-ФЗ в данном регионе составляют менее половины суммы всех контрактов (по 94/44-ФЗ и по 223-ФЗ); а также компании, которые по сути являются филиалами крупных федеральных компаний. У оставшихся в списке компаний по базам «Контур.Фокус» и «СПАРК-Интерфакс» были определены собственники. Компании с общими собственниками были объединены в общий кластер, а их контракты — просуммированы, после чего рэнкинг был перестроен по собственникам. В случаях, когда собственника установить не удалось (в основном это касается ЗАО), в виде исключения в поле «Владелец» указан генеральный директор (эти случаи оговорены отдельно).
1 место
2 место
3 место
4 место
5 место
6 место
7 место
8 место
9 место
10 место
Татьяна Фомина
Сумма госзаказов в Карелии:
7,1 млрд руб.
Компания:
Ремстройкомплект (РСК)

Учредителем петербургской фирмы РСК на 100% является Татьяна Фомина. С 2006 по 2015 годы генеральным директором компании был 52-летний Игорь Чичин, жену которого также зовут Татьяна Фомина (о чем писали в СМИ с заседания суда). Его же считают реальным владельцем РСК.

Компания «Ремстройкомплект» пришла на карельский рынок в 2015 году, когда республикой руководил Александр Худилайнен. С приходом нового главы Карелии Артура Парфенчикова в декабре 2017 года республика в одностороннем порядке расторгла госконтракты на содержание дорог. Об этом Парфенчиков заявил на своей официальной странице в соцсети «ВКонтакте». Весной 2018 года Игоря Чичина арестовали в Санкт-Петербурге по уголовному делу о взятках в госкомпании «Управление автодорог Карелии».

Общая сумма госконтрактов компании — 8,8 млрд руб. Главный заказчик — Управление автомобильных дорог Карелии. Крупнейший контракт — на 737 млн руб. — РСК получила в 2015 году на содержание сети автомобильных дорог в трех районах Карелии от Управления автомобильных дорог республики. Выручка за 2017 год — 894 млн руб.
Николай Макаров
Сумма госзаказов в Карелии:
6 млрд руб.
Компании:
Карелстроймеханизация (КСМ)
Руководитель строительной компании КСМ 68-летний Николай Макаров родом из города Подпорожье Ленинградской области. С 1968 года Макаров работал в строительных организациях по всей республике мастером, прорабом, начальником участков, главным инженером, начальником управления, управляющим треста. В 1989 году избран генеральным директором ЗАО «Карелстроймеханизация», а после приватизации треста в начале 1990-х стал владельцем контрольного пакета акций АО «Карелстроймеханизация». Высшее образование Макаров получил в 1991 году, окончив Ленинградский политологический институт. Бизнесмен несколько раз избирался депутатом карельского парламента, является членом «Единой России». В 2018 году получил звание почетного гражданина Петрозаводска. В рейтинге Forbes «Власть и деньги. Рейтинг доходов госслужащих 2015» Макаров занял 19-е место.

Николаю Макарову принадлежит 70,46% акций компании КСМ. Олегу Николаевичу Макарову принадлежит 1,40% акций. Другими совладельцами компании с небольшими долями числятся еще пять человек. Николай Макаров входит в состав учредителей больше двух десятков компаний: половина из них недействующие.

КСМ занимается строительством зданий и мостов, ремонтом дорог, компания строила дома по программе расселения из аварийного жилья в Карелии. Общая сумма госконтрактов КСМ — 7,6 млрд руб. Крупнейший госзаказ компания получила в 2012 году от Управтодора Карелии на строительство участка автомобильной дороги от Кочкомы до госграницы, стоимость контракта — 1 млрд руб. Выручка за 2017 год — 4 млрд руб.
Дмитрий Исаев
Сумма госзаказов в Карелии:
5 млрд руб.
Компания:
Строительная компания «Мир» (СК «Мир»)
Дмитрий Исаев — единственный учредитель компании СК «Мир» с 2015 года. Исаев также владеет калининградской издательской компанией, имеет половину доли в двух петербургских фирмах по торговле топливом — все три компании ликвидированы или находятся в стадии ликвидации.

Строительная компания «Мир» зарегистрирована в 2010 году в Санкт-Петербурге. СК «Мир» — одна из питерских компаний, которые пришли в Карелию, когда республикой руководил Александр Худилайнен.

На третью строчку рэнкинга карельских подрядчиков компания попала благодаря Управлению автодорог Карелии, от которого в 2015 году СК «Мир» получила контракты на сумму более 4,5 млрд руб. С конца 2016 года СК «Мир» находится в стадии ликвидации.
Вадим Туманов, Николай Жилкин, Василий Жилкин, Сергей Кочнев, Сергей Панчёхин, Александр Демидов
Сумма госзаказов в Карелии:
2,6 млрд руб.
Компания:
ПСК «Строитель»
ПСК «Строитель» в 1987 году основал известный золотодобытчик и создатель старательских артелей Вадим Туманов. Еще пять совладельцев компании — его бывшие сотрудники. Туманову принадлежит 25%, остальные учредители в равных долях владеют 75% компании.

Общая сумма госконтрактов ПСК «Строитель» — 3 млрд руб. Основные заказчики — Управление автомобильных дорог Карелии, Управление капитального строительства города Петрозаводска, Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург — Мурманск Росавтодора. Самый крупный контракт компания заключила в 2018 году с Управлением автомобильных дорог Карелии на строительство дороги в Медвежьегорском районе стоимостью 512 млн руб. Выручка компании на 2017 год — 678 млн руб.
Евгений Гарюткин и Павел Краснощеков
Сумма госзаказов в Карелии:
1,5 млрд руб.
Компания:
Техрент
«Техрент» была зарегистрирована в Санкт-Петербурге в 2011 году. Ее учредители в равных долях — Евгений Гарюткин и Павел Краснощеков.

«Техрент» занимается уборкой и обслуживанием дорог. Общая сумма ее госконтрактов на конец 2018 года — 1,5 млрд руб. С 2014 года компания регулярно выигрывает аукционы на содержание дорог в Петрозаводске. Основные заказчики — карельский Управтодор и администрация Петрозаводска. Самый крупный контракт до 2018 года фирма получила от администрации Петрозаводска в 2016 году на сумму 711 млн руб. Выручка компании на 2017 год составила 264 млн руб.
Василий Лущинский
Сумма госзаказов в Карелии:
1,4 млрд руб.
Компания:
Управляющая компания «Стройгазинвест» (УК СГИ или ЗАО «Петербурггазстрой»)
Петербургская Управляющая компания «Стройгазинвест» на 99% принадлежит компании «Гавань», единственным владельцем которой с 2018 года является бизнесмен Василий Лущинский. Он занимался авиа и морскими перевозками, а потом зарабатывал на подрядах «Газпрома». В 2010 году в офисе Лущинского прошли обыски — по версии следствия, его компания не расплачивалась со своими субподрядчиками.

На шестое место рэнкинга компанию вывел заключенный в 2012 году контракт на 1,4 млрд руб. с Управлением автомобильных дорог Карелии. Всего у «Стройгазинвеста» контрактов на 1,6 млрд руб. С 2016 года компания находится в стадии ликвидации.
Андрей Константинов
Сумма госзаказов в Карелии:
0,74 млрд руб.
Компания:
Дэу-Сервис
Андрей Константинов является единственным владельцем петрозаводской компании «Дэу-Сервис» с ноября 2014 года. Основной вид деятельности «Дэу-Сервис» — обслуживание дорог. Самый крупный контракт в 2012 году компания заключила с администрацией Петрозаводска на 201 млн руб. В 2013 году приставы арестовали снегоуборочную технику компании за долги по налогам на сумму около 5,5 млн руб. С января 2019 года компания исключена из реестра юрлиц.
Андрей Бабенко и Леонид Уткин
Сумма госзаказов в Карелии:
0,69 млрд руб.
Компания:
Тяжэнерго
Строительная компания «Тяжэнерго» создана в 2003 году в Петрозаводске. Андрей Бабенко и Леонид Уткин владеют долями 58% и 42% соответственно. Они являются соучредителями еще четырех компаний, зарегистрированных по одному и тому же адресу в Петрозаводске.

Самый крупный контракт — на 251 млн руб. — компания получила в 2012 году от администрации Петрозаводска на строительство ледового дворца. С 2015 года «Тяжэнерго» находится в стадии ликвидации.
Виктор Шеремет
Сумма госзаказов в Карелии:
0,55 млрд руб.
Компания:
Телекомстрой
68-летний Виктор Шеремет родом из украинского города Черкассы. Он на 98,9% владеет карельской компанией по строительству линий электропередачи и связи "Телекомстрой", остальные 1,1 % принадлежат Людмиле Шеремет. Виктор Шеремет является соучредителем двух десятков карельских компаний, примерно половина из них ликвидированы. В основном фирмы Шеремета связаны с коммуникациями (в том числе один из крупнейших интернет-провайдеров Карелии «Сампо.ру»), несколько фирм занимаются химчисткой. Шеремету на 80% принадлежит карельский киноконцерн «Калевала».

В 2011 году Виктор Шеремет получил звание «Заслуженного работника связи России». В 2015 году на своей яхте La Bonne Aventure Виктор Шеремет и Лидия Шеремет спасли троих рыбаков в Онежском озере.

С 2011 года «Телекомстрой» заключил государственные контракты на 910 млн руб. Самый крупный заказ — на 125 млн руб. — компания получила в 2018 году от Управления капитального строительства Карелии на строительство распределительного газопровода. Выручка компании на 2017 год — 124 млн руб.
Владимир Морозов
Сумма госзаказов в Карелии:
0,53 млрд руб.
Компания:
Интерстрой-С
59-летний Владимир Морозов родом из поселка Тэдино Лоухского района Карелии. В 2004 году в Петрозаводске он основал и возглавил компанию по разборке и сносу зданий «Интерстрой-С». В 2015 году Владимир Морозов получил почетную грамоту города Петрозаводска за развитие города.

О Владимире Морозове и его сыне стало известно из-за уголовного дела о взятках в карельском правительстве в отношении бывшего руководителя госкомитета по управлению госимуществом и заммэра Петрозаводска Дениса Косарева. Сын Владимира Морозова Степан проходил в деле как взяткодатель и получил три года колонии. В 2018 году Владимира Морозова приговорили к двум годам колонии за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Самый крупный заказ — 121 млн руб. — компания получила в 2013 году на строительство центра кинологической службы от МВД Карелии. Доходы за 2017 год — 38 млн. С октября 2018 года компания находится в стадии ликвидации.
Оставить комментарии к материалу вы можете здесь.
Made on
Tilda