— Сегодня люди как летали, так и летают, только бесконтрольно. За качеством техники и за безопасностью никто не следит. Ресурс техника выработала, но человек подремонтировал сам и продолжает использовать. Моторы, которые покупали, отлетали
свое — продал другому начинающему, который не разбирается, что к чему.
Ведь как начинают летать? Сначала человек покупает параплан [сверхлегкий летательный аппарат, сделан на основе парашюта, планирует в потоках воздуха],
полетал с горки, но раз у нас ограниченное количество возвышенностей и ездить в горы дорого, он думает: надо купить двигатель. И начинает летать уже с мотором — на мотопараплане. Мотор весит прилично, 25 килограммов, а физической подготовки
нет, надо ноги для такого веса покрепче. Вот и получают травму на приземлении. А летать все равно хочется, поэтому человек покупает тележку (автожир) и летает уже на ней, а иногда и пассажира берет.
Парапланеристов и мотопарапланеристов
много, но их посчитать невозможно — им не надо получать лицензию, свидетельство пилота, сертификат летной годности, если у них техника весит меньше 115 килограммов. Им только нужно разрешение на полет у службы движения аэропорта (зонального
центра Единой системы организации воздушного движения), чтобы они предупредили борт, что в такое-то время в таком-то районе будут полеты.
Уведомления о полете разрешают подавать в электронном виде, надо только указать координаты
района полетов и кто летит. Вот если заявку на полет не подал, а что-то случилось — будешь виноват. Но не только в заявке дело.
Тем, кто эти разрешения выдает, надо же познакомиться с тобой, чтобы они представляли, кто ты,
есть ли у тебя допуск к полетам, знаешь ли ты, как летать. Многие не берут разрешения на полет, потому что боятся «засветиться», боятся, что их поймают, оштрафуют. Штраф за незаконное использование воздушного пространства — до 3–5 тысяч
рублей. Если летаешь на технике, которую надо регистрировать, и нет регистрации — второй штраф. Нет удостоверения пилота — штраф. Сертификат? И вот уже четыре штрафа. Второй раз уже может наступить уголовная ответственность, если что-то
случится. Например, если самолету из-за соображений безопасности пришлось отвернуть от маршрута, эти затраты лягут на тебя. Летать без сертификатов и разрешений — все равно что сесть за руль машины без прав.
Все эти полеты
и раньше были незаконны, просто на это не обращали внимания. Проблемы появились, когда люди биться начали. У нас в Коми уже много случаев. Если помните, под Корткеросом корреспондентка травму получила, она летала с инструктором, в Палевицах
парень переломался.
Так что люди просто уходят дальше от площадок, на которых можно летать, чтобы их не поймали. Но не только сами летают. Многие владельцы летательных аппаратов ищут способ окупить их, сократить затраты.
Пытаются платные услуги оказывать, катают пассажиров. По закону их и себя надо застраховать от несчастных случаев. Тут тоже пробел в законодательстве. За границей страховка одна. А у нас на машине — одна, на самолете — другая, от несчастного
случая — третья. Узаконенное вымогательство.
В медкомиссии тоже. Раньше я просил комиссию, чтобы написали, что я допущен к полетам на СЛА (сверхлегкие летательные аппараты), прыжкам с парашютом и полетам на аэростате. А потом
стали говорить, что каждую статью надо оплачивать отдельно.