Расследование «7x7»
Дорожный инсайд
Как муниципальные чиновники выделяют землю под строящимися дорогами, а государство тратит деньги на ее выкуп у частников
Дорожное строительство — одна из самых дорогостоящих статей в государственном заказе. От 5 до 30% бюджета на строительство дороги, по подсчетам Института транспорта ВШЭ, уходит на второстепенные расходы — подготовку участка и выкуп земли. Некоторые землевладельцы оказываются людьми очень удачливыми: незадолго до начала дорожных работ им удается приобрести участки, по которым вскоре пройдет дорога, чтобы потом перепродать их государству подороже. Мы нашли свыше 50 случаев обратного выкупа земель под федеральные трассы по всей России с начала 2008-го по октябрь 2016 года и выяснили, как такое могло получиться.
Калининградский прецедент
В 2014 году правительство Калининградской области, когда его возглавлял нынешний помощник президента России Николай Цуканов, решило выставить на аукцион бывший военный городок в пригороде Калининграда — 65 тыс. м² земли плюс складские и караульное помещения.

Конкуренция оказалась серьезной: на аукцион заявились девять участников, которые взвинтили стоимость городка со стартовых 13 млн руб. — более чем в пять раз. Активнее других бился местный предприниматель Мардан Ганбаров, которого местные СМИ называют близким к Цуканову. Ганбаров и предложил наивысшую цену — 68,3 млн руб. Оказалось, что Ганбаров торговался не зря.

Николай Цуканов
Фото kremlin.ru
Потом в правительстве опомнились: через военный городок должна пройти дорога «Северный обход Калининграда», которую спроектировали еще в 2012 году.
Обойти землю Ганбарова оказалось невозможно, и региональные власти стали договариваться с предпринимателем об обратном выкупе части его земельного участка. Антикоррупционная организация «Трансперенси Интернешнл — Россия» обратилась в Следственный комитет, заподозрив в действиях сотрудников правительства Калининградской области растрату. Однако следователи состава преступления не увидели.

Как следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, землю Ганбарову продавало областное Агентство по имуществу, тогда как за проектирование и строительство дороги отвечало министерство развития инфраструктуры. Чиновники двух министерств просто не согласовали друг с другом свои планы, тем самым увеличив нагрузку на областной бюджет.
Вместо денег калининградские власти предложили Ганбарову еще более выгодный вариант — обменять его участок на больший по площади и более дорогой кусок земли с доплатой в 2,2 млн руб. Прокуратура опротестовала сделку мены, доказав ее незаконность без конкурсных процедур. А региональные власти оказались вынуждены выкупить землю под военным городком для дороги, потратив из бюджета дополнительно 14,2 млн руб.
Вынужденный выкуп
По данным Федерального дорожного агентства (Росавтодор), математика дорожного строительства в России складывается из четырех основных статей расходов
63,5 %
Строительство искусственных сооружений (мостов, тоннелей)
16,9 %
Непосредственное строительство дороги
12,6 %
Подготовка строительного участка (выкуп земли)
7,1 %
Перекладка и прокладка новых инженерных коммуниций
Выкуп земельных участков под объектами инфраструктуры: дорогами, газопроводами, линиями электропередачи — часто ставит дорожников в безвыходное положение.

При проектировании специалисты стараются «обойти» частную собственность, но не всегда это получается, особенно в густонаселенной местности или вблизи крупных городов. Свободной земли по нужному направлению практически нет, а попытки обойти частные владения приводят к удлинению дороги и, соответственно, еще большему увеличению стоимости строительства. Решать земельные вопросы с собственниками приходится в индивидуальном порядке: одни отказываются выселяться, другие требуют слишком большой компенсации и обращаются в суды.

Выкуп земельных участков растягивается на годы — дорога уже введена в эксплуатацию, а отдельные участки под ней еще находятся в частной собственности, говорит заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов.
Участок будущей трассы М-11
Санкт-Петербург — Эстония
пройдет через частные земли
По российскому законодательству, если земля изымается для государственных нужд, собственник или арендатор не вправе этому помешать, зато может требовать солидных отступных. Помимо рыночной стоимости земельного участка, в компенсационные расходы входят убытки, причиненные изъятием, и упущенная выгода. Также государство должно заплатить за находящиеся на земельном участке постройки и даже плодовые деревья.
В 2015 году «Росавтодор» потратил на выкуп земли 11,5 млрд руб. Это 7,4% годового бюджета на строительство дорог.
При этом стоимость выкупа земельных участков может серьезно варьироваться в зависимости от направления. По данным Росавтодора, на выкуп земли под дорогой Р-227 «Енисей», ведущей от Красноярска к границе с Монголией, было потрачено 0,21% от стоимости дороги, тогда как на подготовку участка для реконструкции подъездной дороги от Москвы к аэропорту Домодедово ушло 21,3% от ее общей стоимости.
«Мы, дорожники, при изъятии земли должны компенсировать арендатору понесенные им расходы, например на постройки на этой земле.

Так вот, на одном таком участке не было ни единой постройки: это было просто поле, которое арендатор использовал в качестве пастбища. И когда мы его попросили освободить территорию, он обратился в суд с требованием компенсации. Причем в исковом заявлении написал, что на данном участке он якобы планировал построить ферму, с которой в течение 10 лет рассчитывал получать немалый доход. И суд, ничтоже сумняшеся, умножил названный им ежегодный доход с несуществующей фермы на 10 лет и потребовал возместить ему эти убытки, не соответствующие, на наш взгляд, реальной стоимости участка.

Разумеется, обжалуя это решение, мы дошли до Верховного суда Республики Дагестан. И в итоге добились своего».

Дмитрий Прончатов
Заместитель руководителя Росавтодора
в интервью
интернет-порталу «Строительство.ру»
Авантюристы, прагматики и
осведомленные риелторы
Среди собственников есть и те, кто охотно ждут возникновения «государственной нужды» на их земельные участки. В России проходит довольно много времени с момента, когда власти принимают решение о строительстве дороги, до начала работ. Только на разработку проектно-сметной документации уходит около года, а тендер на прокладку дорожного полотна может быть объявлен через несколько лет, когда появится финансирование. За это время свободные территории будущих дорог начинают «обрастать» собственниками и арендаторами.

Этих людей можно условно разделить на две категории: «авантюристы» и «прагматики». Первые, имея на руках лишь предварительный инвестиционный план строительства автомагистрали, начинают продавливать у местных чиновников аренду или покупку земли на месте предположительной прокладки дороги. Строительством федеральных трасс занимается Росавтодор. Проходят автобаны по нескольким регионам, в которых выделением земельных участков в основном занимаются муниципальные власти. Вычислить таких «авантюристов» практически невозможно — до поступления распоряжения о резервировании земельных участков под строительство федеральных дорог никаких ограничений по землепользованию у чиновников на местах нет.

«Прагматики» же дожидаются постановления о резервировании или завершения работы над проектно-сметной документацией участка дороги, проходящего по их региону. Получит ли ПСД положительное заключение Главгосэкспертизы или уйдет на доработку, по сути, значения не имеет, поскольку направление чаще всего уже не поменяется (могут изменить технические характеристики сооружений). Вот тут не последнюю роль играют хорошие отношения с чиновниками, которые тоже к этому времени осведомлены о предстоящем строительстве.

Есть отдельная категория землевладельцев. Те, кто занимается скупкой земель у ничего не подозревающих местных жителей, преимущественно в сельской местности. Так, риелторы Ольга Лазарева и Тамара Попкова в январе 2015 года приобрели в собственность свыше 20 земельных участков в деревне Глухово Кипенского сельского поселения Ленинградской области. Хотя о планах построить дорогу было известно еще в мае 2012 года, когда началась инвентаризация недвижимости, которую предстояло изъять под реконструкцию трассы М-11 «Нарва» от Санкт-Петербурга до границы с Эстонией. Еще семь участков этой же дороги, но на территории Кингисеппского района, осенью 2014 года оказались в собственности ООО «ВД ТЭК Девелопмент». Тогда как еще в августе 2010 года был утвержден проект реконструкции автобана.
А среди владельцев земель под строящейся между Петербургом и границей с Финляндией трассой М-10 «Скандинавия» оказалась финская гражданка Элизабет Фон Мессинг. Она же — петербурженка Елена Скородумова, по данным «Фонтанки», подозреваемая управлением Следственного комитета по Санкт-Петербургу в незаконном выводе за рубеж миллиарда евро. Предпринимательница в октябре 2012 года стала собственницей 8 земельных участков в Выборгском районе общей площадью 8 тыс. м², в то время как разработанная ПСД была сдана в декабре 2011 года.
Иногда чиновники выделяли землю под будущими дорогами из-за обычной неразберихи. В Московской области местные власти выделили 27 небольших земельных участков дочке «Россетей» — Московской объединенной электросетевой компании — для строительства электрических вышек. Это произошло в июле 2013 года, через два года после того, как была разработана проектно-сметная документация строительства Московской центральной кольцевой автодороги.

Элизабет Фон Мессинг
Фото fontanka.ru
Случай в Подмосковье
Необходимость строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) вокруг Москвы назрела давно: МКАД и так называемые «вылетные» магистрали Москвы нуждались в разгрузке от транзитных потоков и караванов грузовиков.

Работа над проектом началась в 2008 году и закончилась в 2011-м. К этому времени проектировщики прочертили весь 530-километровый маршрут будущей дороги, и было понятно, через какие земельные участки она пойдет.

В апреле 2012 года президент Владимир Путин поручил начать строительство ЦКАД.
Тогда же президент предостерег от попыток спекулировать землей при строительстве ЦКАД: «Необходимо жестко пресекать любые спекуляции, любые коррупционные схемы, попытки раздуть смету и под шумок нажиться на перепродаже земли».
К работе над первым участком приступили в 2014 году. Всю трассу планируется сдать в 2025 году.

Согласно выписке из Росреестра, через год после распоряжения главы государства администрация подмосковного Звенигорода отдала в аренду три земельных участка: два рядом с железнодорожным вокзалом (площадью 800 и 100 м²) и один в микрорайоне Супонево (площадью 733 м²). Несмотря на то, что эти земельные участки входят в проект ЦКАД и должны быть зарезервированы под строительство дороги.

К тому же в марте 2015 года (через три года после поручения Путина построить ЦКАД) нынешний глава Звенигорода Александр Смирнов издал постановление о проведении аукциона на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов. В постановлении фигурировали все три земельных участка, которые так и не были зарезервированы под кольцевую автодорогу.
Собственниками двух участков возле вокзала Звенигорода являются ООО «Элитсервис» и ООО «Бизнес парк», наполовину принадлежащие известному в городе политическому деятелю Михаилу Шагалову, который руководит местным отделением «Единой России». Шагалов работал советником главы Звенигорода, занимался строительством в Управлении делами президента России, а в 2016 году стал заместителем директора ФАУ «Роскапстрой», подведомственного Министерству строительства России. Участком в Супонево владеет компания «Парк-М» Ивана Есуфлеева.

В марте 2016 года Росавтодор издал постановление о выкупе участков компаний Михаила Шагалова и Ивана Есуфлеева для строительства ЦКАД.

Бывший заместитель директора ФАУ «Роскапстрой» Михаил Шагалов
Случай в Ростовской области
Через Самарское сельское поселение Азовского района Ростовской области проходит федеральная трасса М-4 «Дон», соединяющая Москву и Новороссийск через Ростов-на-Дону.

В начале ноября 2012 года было издано распоряжение Федерального дорожного агентства Министерства транспорта России «О подготовке документации по планировке территории» под строительство будущей автомагистрали. К тому моменту главой местной администрации был выбран Валерий Дреер. Согласно распоряжению, документ муниципальному чиновнику должны были доставить в десятидневный срок.


Только вот спустя почти год, в октябре 2013 года, в Росреестре на месте будущей дороги был оформлен земельный участок, впоследствии разрезанный на два участка, один из которых достался сотруднице местной администрации — специалисту сельского ЗАГСа Ирине Брагиной (287 м2), а второй — предпринимателю Андрею Адаменко (711 м2).


В сентябре 2015 года участок в 1 тыс. м2 был передан в аренду местной жительнице Сусанне Канцян. К ноябрю Росреестр зарегистрировал еще один участок такой же площадью. Его администрация Валерия Дреера сдала в аренду, предположительно, его жене Ирине Дреер. Она возглавляет ООО «Якуталмаз-Сервис», генеральным директором которого до 2012 года был сам поселковый глава.

Глава администрации Самарского сельского поселения Ростовской области Валерий Дреер
Среди арендаторов оказался и местный житель Владимир Винокуров. Чиновники Самарского сельского поселения в обход остальных желающих в декабре 2015 года выделили ему участок в 1653 м2 под индивидуальное жилищное строительство в приоритетном порядке как человеку с ограниченными возможностями. Однако в феврале 2016 года прокуратура вышла в суд с протестом, заявив, что дом и земля у мужчины уже есть, и он не стоял в очереди на улучшение жилищных условий. Инвалида защищал представитель из администрации, однако городской и областной суды встали на сторону прокурора.

В июле 2016 года Росавтодор издал постановление о выкупе у Винокурова арендованного им земельного участка. В марте 2017 года постановление было отредактировано, но в нем по-прежнему значилась та же фамилия. Однако в ноябре 2017 года участок перешел в аренду Колесникову Василию Николаевичу. Любопытно, что четырьмя годами ранее, в августе 2013 года, когда уже вышло распоряжение о резервировании земель под строительство дороги М-4 «Дон», участок по-соседству был арендован Колесниковой Натальей Николаевной.
Что еще мы нашли
Мы проанализировали 11 строящихся и реконструируемых федеральных дорог: Москва — Санкт-Петербург, ЦКАД, М3 «Украина», М4 «Дон», М5 «Урал», М-7 «Волга», М-20 Санкт-Петербург — граница с Белоруссией, М-11 «Нарва», А-121 «Сортавала», Р21 «Кола» и М-10 «Скандинавия», и сопоставили даты выделения (продажи и предоставления в аренду) муниципалитетами земельных участков частным владельцам с планами федеральных властей построить на этих территориях автобаны.
Благодаря выпискам из Росреестра удалось обнаружить больше полусотни земельных участков, не зарезервированных муниципалитетами под строительство в срок, а потому выкупаемых Федеральным агентством дорожного строительства за бюджетные деньги по рыночной цене.

В качестве отправных точек мы брали опубликованные документы: распоряжения о резервировании земельных участков, постановления правительства об утверждении схемы территориального планирования дороги, готовые проектно-сметные документации автотрасс. То есть те документы, которые четко говорят: не знать о предстоящей стройке участники земельных сделок не могли. В этом списке только те участки, которые были «нарезаны» или арендованы после выхода в свет нормативных актов.

В таблице видно, когда появилась самая первая информация с проектом дороги, когда было оформлено право собственности или аренды частному лицу, кому именно, на какой территории, и площадь участка, которая подлежит выкупу Федеральным агентством дорожного строительства. Дорога не всегда полностью «заглатывает» землю собственника или арендатора, иногда только «откусывает» кусок, что хорошо видно в постановлениях Росавтодора, поэтому размер указанного в таблице участка не всегда совпадает с первоначально выданным частному лицу.

В таблице приведены лишь самые очевидные случаи. У двух земельных участков (Винокурова и ООО «Ойл-Профит») с момента принятия решения о строительстве дорог арендатор менялся дважды. Еще около 200 выписок из Росреестра свидетельствуют о массовой скупке земель «знающими» людьми, что само по себе не преступление: купить подешевле и продать подороже — обычная практика. А часть выписок так и не удалось квалифицировать, потому что официально все данные о сделках с землей стали заноситься в Росреестр только в 1998 году. Поэтому трудно дифференцировать, какая земля находилась в собственности семьи еще в советские годы, а какая стояла бесхозной и обрела владельца только сейчас.


Проблема так называемого обратного выкупа земли под будущими дорогами неоднократно признавалась властями. Президент России Владимир Путин предостерегал от спекуляций с землей. А руководство Росавтодора (которому приходится выкупать земли для федеральных трасс) открыто говорит о проблеме, ведущей к дополнительным бюджетным расходам: если бы земля была зарезервирована вовремя, а договоры аренды, согласно статье 8 Земельного кодекса, завершались к моменту строительства, она бы так и оставалась в муниципальной собственности, и за нее пришлось бы платить. Но публичного признания оказывается недостаточно.
Есть, что сказать?
Вы можете оставить свой отзыв о материале здесь.
Made on
Tilda