ИНТЕРВЬЮ «7х7»
Будь СПОК
Как в Год экологии изменилась жизнь лесозащитной организации, признанной иностранным
агентом в Карелии
В 2015 году Северная природоохранная коалиция, больше известная как СПОК, была включена в реестр организаций, выполняющих функции «иностранного агента». «7х7» поговорил с председателем СПОКа экологом Ольгой Ильиной о том, как «иноагенты», сохраняющие леса, провели 2017 год, объявленный в России Годом экологии.
Ольга Ильина
председатель СПОКа
ИТОГИ ГОДА ЭКОЛОГИИ
— Две главные задачи, которые ставило правительство в Год экологии — обеспечение экологической безопасности и сохранение уникальной природы страны. Удалось их достичь в Карелии?
— Изначально 2017 год был объявлен Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в связи со 100-летием создания заповедной системы и 100-летием создания Баргузинского заповедника. По каким-то причинам еще в 2015 году было добавлено, что 2017 год будет еще и Годом экологии. Это сильно расширило и при этом смазало мероприятия, которые могли быть.

Сложно подводить итоги, потому что год получился и про экологию — имеется в виду охрана окружающей среды, которой особое внимание было уделено, — и про ООПТ. Нам, как природоохранной организации, хотелось бы видеть какие-то итоги, связанные с сохранением ценных природных объектов. И здесь, к сожалению, итоги не очень утешительные. И на уровне Российской Федерации, и у нас, в Карелии. Организации — и всероссийские, и другие, региональные, планировали создание целого ряда федеральных ООПТ. Из них создали Васюганский, по-моему, заповедник. Наш, «Ладожские шхеры», так пока и находятся в подвешенном состоянии.
Самое печальное в этой ситуации даже не то, что процесс у нас так растянут. А то, что пока процесс идет, эти территории никаким образом не обеспечены охраной. Не то что от каких-то внешних игроков, а и от самих органов власти: пока в правительстве согласуется что-то по линии создания парка, наши региональные ведомства рыболовства выдают разрешения... В общем, формируют новые рыбохозяйственные участки прямо внутри парка. Вот в 17-м году это, наверное, самые показательные вещи: территория предложена к федеральному ООПТ, процесс уже давно идет, уже на заключительной стадии — но одна рука одно делает, другая — совершенно противоположное. С региональными ООПТ тоже не очень все хорошо, к сожалению.
Нам, как природоохранной организации, хотелось бы видеть какие-то итоги, связанные с сохранением ценных природных объектов. И здесь, к сожалению, итоги не очень утешительные
— Какие проекты у вас были в этом году?
— Из того, что мы постоянно ведем, — это мониторинг рубок на территории планируемых ООПТ. У нас на сайте есть рейтинг экологический. Карту ООПТ, существующих и планируемых, мы обновляем постоянно, каждый год. В этом году там были изменения — что было создано, что было добавлено. Ну и вот недавно была площадка для обсуждения вопросов ООПТ на федеральном уровне, Гражданский форум [Комитета гражданских инициатив]. Там отдельный круглый стол по ООПТ. Там мы, ряд региональных организаций и федеральных, готовили предложения.
— Карты ООПТ сами создаете?
— Мы сами это делаем. Давно уже делали и потихоньку что-то подправляли. Это существующие. И в этом году добавилось несколько планируемых ООПТ. И еще в этом году министерство запланировало выпуск книги новой по особо охраняемым природным территориям Карелии. Последнее издание было, по-моему, в 1995 году, совсем старое. Это хорошее, важное дело, которое должно показывать, что у нас есть из охраняемых территорий. Единственно хотелось бы, чтобы для начала были решены некоторые вопросы. Те ООПТ, которые туда входят, у них у многих не установлены до сих пор четко границы, есть вопросы по режиму, необходима работа с нормативными документами. Так-то она министерством ведется, но не так хорошо, как хотелось бы. И перед изданием красивой книги надо бы включить правильные границы по каждой территории.
— А как ООПТ создаются? Это инициатива снизу или сверху? «Вот давайте мы этот кусочек сделаем особо охраняемым»?
— По-разному. В основном это не министерство проявляет инициативу, это внешние какие-то заинтересованные стороны. Традиционно Карельский научный центр какие-то территории предлагает, мы там ряд территорий предлагали, готовили обоснования. Сейчас вот появляются случаи, когда местные заинтересованные группы хотят создавать ООПТ. Это и Сунский бор, и территория, которая была вырезана из территории планируемого парка «Ладожские шхеры». Они как-то бодро взялись за это дело, и сейчас уже практически готово обоснование; сейчас они будут в министерство подавать. А министерство этим бодро отчитается по результатам Года экологии. Хотя все это не министерскими силами.
— Если вернуться к Году экологии и его итогам: как вы считаете, чего удалось достичь? Какие главные достижения и разочарования 2017 года в Карелии можно отметить?
— Разочарования связаны с тем, что основное внимание было уделено информации, а не конкретным делам, которые улучшали ситуацию каким-то образом, просветительским вещам. Они тоже важны, но когда они не подкреплены реальными делами — это не имеет должного эффекта. Реальные дела, которые делались, были инициированы и сделаны не органами власти. Те или иные организации и так должны были это делать и хотели делать, но сделали просто теперь под эмблемой Года экологии. Там установка каких-то очистных сооружений планировалась и так далее. Шанс привлечь ресурсы и решить какие-то сложные вопросы, связанные с охраной ценных территорий, был, но он не был реализован. Хорошее, что хочется отметить: наше министерство начало работать над законом о региональных и местных охраняемых территориях. К сожалению, этот процесс в закрытом режиме идет. Мы готовили свои замечания к этому законопроекту, но пока он как-то подвис и совершенно непонятно, какая у него судьба дальше будет.

Было у нас министерство по природопользованию, стало теперь по природным ресурсам; у них новые документы выходят, были разграничены полномочия, были четко прописаны полномочия наших органов исполнительной власти по резервированию территорий под ООПТ. Раньше было прямо не прописано, и это было причиной, по которой от резервирования отказывались. Возможно сейчас, когда это четко прописано, это поможет резервировать территории пока идет обследование, до того как ООПТ будет создана.
— Почему больше внимания было уделено информационной поддержке, а не реальным делам? Отсутствие денег? Чего не хватило?
— Охрана природы не находится в приоритете у органов власти. Это тема, про которую вспоминают либо когда сильно где-то начинают чесаться по какому-то поводу, либо когда местные жители или природоохранные организации настойчиво поднимают тот или иной вопрос. В общем, хотя у нас и есть стратегические документы в области экологической безопасности, охраны природы, но это такие декларации, которые не воплощаются в жизнь в большинстве случаев. Нет у нас того самого органа, который бы эти интересы отстаивал.
ВЛАСТЬ И ПРИРОДА
— В чем причина паузы с «Ладожскими шхерами»?
— Там много разных факторов, которые на это влияют. Но один из них, который и в этой ситуации и в подобных имеет значение, — у нас отсутствует орган власти специальный, орган власти по охране природы. Сейчас у нас на федеральном уровне и на региональном функции по использованию природных ресурсов совмещены с функциями по охране. Совершенно логично, что если это под одной крышей, то в большинстве случаев предпочтение будет отдаваться использованию, поскольку это поступления в бюджет и так далее. Функции по охране природы задвигаются на второй-третий план. Соответственно, некому отстаивать интересы по охране природы и внутри органов власти, и при взаимодействии с заинтересованными сторонами. А там, в «Ладожских шхерах», очень много заинтересованных сторон, очень много пользователей.
— В этом году одна из ярких историй — это история с Сунским бором, когда жителям удалось отстоять территорию. Как вы ее оцениваете: это жест власти или все-таки прислушались к людям, оценили ситуацию?
— Я думаю, и одно, и другое, поскольку ситуация там была загнана в такой угол, из которого просто так было не выйти. Министерство на себя решение не смогло взять, а глава [Карелии Артур Парфенчиков] взял. Решение было правильное абсолютно принято. Но вот жаль, что это было сделано так поздно. Люди столько времени и сил потратили на то, чтобы защитить свой лес!
— Сейчас вы следите за ситуацией? Там все спокойно?
— Местные жители хотят там образовать небольшую природоохраняемую территорию. Мы помогаем собирать материалы для нее. И скорее всего, там уже такой ситуации не повторится. Но мы не застрахованы от повторения такой ситуации в других местах, поскольку сегодня отсутствует какой-то понятный механизм учета мнения жителей о природопользовании на близлежащих территориях.
— Недавно в Москве завершился форум ОНФ, на котором обсуждали проблемы экологии. Была даже отдельная площадка по вопросам природоохранной деятельности, на ней министр транспорта и министр природных ресурсов отметили важность взаимодействия государства и общества в сфере охраны природы. Как вы считаете, есть у нас в Карелии взаимодействие общества с правительством?
— Конечно, есть. Но как это выражается — зависит от того, насколько настойчивы те или иные организации или инициативные группы. ОНФ — это, конечно, не общество. Это организация, которая свои интересы отстаивает, а общество обычно представлено инициативными группами. Наше движение, например, которое занимается раздельным сбором мусора, достаточно последовательно и эффективно, на мой взгляд, работает. У них сначала была поддержка, сейчас она гораздо меньше со стороны администрации города — но они все равно пытаются развиваться в этом направлении. То, что взаимодействие есть — это не благодаря, скорее, а вопреки тому, как это взаимодействие организуют органы власти. Те же наши экологические советы — и в администрации города, и общественный совет при правительстве. При администрации еще мало активно работающих групп; общественная палата во многом представлена такими организациями, которые работают в области не слишком конфликтной, где очень просто найти какие-то решения.
Охрана природы не находится в приоритете у органов власти. Это тема, про которую вспоминают, только когда сильно где-то начинают чесаться по какому-то поводу
— Вы говорите, что даете рекомендации по созданию ООПТ. К вам ведь тоже прислушиваются. Как вы взаимодействуете с властью? Легко ли это?
— Ситуация меняется из года в год. Зависит это и от руководителей, которые в данный момент министерство природных ресурсов возглавляют. Пока наша организация работает, там руководителей пять сменилось. Естественно, у каждого там своя политика, плюс глава тоже задает тренды. По каким-то вопросам взаимодействие идет легче. Работа по сохранению объектов биоразнообразия при лесопользовании — на уровне делянки. И с лесопользователями, и с нашим министерством давно работаем. Они как бы совершенствуются, сейчас их нужно включить в регламент и так далее. По ООПТ ситуация обычно более тяжелая, там нужно земли из аренды изымать и так далее. Там хуже идет взаимодействие. И вообще сложно сказать, что нас встречают с распростертыми объятиями и выслушивают. Скорее, все-таки приходится активно каждый раз стучаться и доносить свое мнение.
ИНОСТРАННЫЕ ДЕНЬГИ
— Перейдем к вашей организации: чем сейчас занимается СПОК?
— Для того, чтобы нас не признали «иностранными агентами» после того, как мы реорганизовались, мы не принимаем никакого финансирования, кроме частных пожертвований. Поэтому все мероприятия — а иностранным финансированием можно признать любые доходы по цепочке, даже если мы принимаем от российской организации — если у них есть зарубежные источники, могут признать деятельностью иностранного агента. Мы решили, что в текущей ситуации нам проще переформатировать свою деятельность, и работаем сейчас исключительно на волонтерских началах.

Ведется только та деятельность, которая связана с предотвращением уничтожения ценных территорий. Это работа с лесопользователями, поддержание мораториев на рубку на ценных участках, переговоры о создании ООПТ, мониторинг ведения лесопользования и аналитика — как развивается охрана природы и лесопользование. Что касается других мероприятий, на которые мы могли раньше привлекать финансы... Сейчас, к сожалению, мы не занимаемся такой деятельностью, а если и делаем что-то, то с привлечением других организаций. WWF [Всемирный фонд дикой природы] заинтересован в работе, в том числе по нашему региону, «Гринпис России» тоже какие-то работы делает. И у нас тоже. Пока так.
— То есть пришлось от многого отказаться.
— Мы стараемся если не сами организовывать, то содействовать организации в Карелии, но в основном, конечно, вещи хорошие, интересные — вот их пришлось сокращать. Лесной фестиваль мы проводили, какие-то мероприятия по посадкам, уборкам, экопросвещение — в основном они попали под сокращение.
— Насколько они были эффективны?
— Экопросвещение без прямых, на местности, дел — оно неэффективно. Но и только дела без экопросвещения тоже дают меньший результат, поскольку многие не знают о нашей деятельности. Когда мы пытаемся объяснить необходимость сохранения ценных лесов — это вызывает непонимание, недоумение, отторжение, может быть. Когда мы просим поддержки по каким-то вопросам от общественности — важно, чтобы о нашей деятельности знали.
— Лесной фестиваль был довольно популярным, много лет проходил, и много людей приезжали, узнавали о вашей деятельности и о том, что происходит в Карелии. Тяжело было отказаться от такого формата в этом году?
— Всегда жалко расставаться какими-то делами, которые интересны и на которые получаешь положительный отклик. Но, к сожалению, приходится всегда выбирать, что мы можем делать или что мы можем делать без угрозы стать «иностранными агентами».
— Как разрешилась ситуация прошлогодняя, когда у вас в офисе были обыски, изъятия техники?
— До сих пор ситуация не закрыта. Результата не было, решение не принято, техника нам не была возвращена, несмотря на то, что приезжал президентский Совет по правам человека, — они тоже давали рекомендации по нашей ситуации. К ним пока тоже не прислушались.
— Больше года уже — и ничего не говорят?
— Ну да.
— А что с правовой точки зрения?
— Там у них есть право проводить экспертизу достаточно долго, несколько лет даже. Не знаю, что они там делали.
Приходится всегда выбирать, что мы можем делать или что мы можем делать без угрозы стать «иностранными агентами»
— С 2015 года, когда вас признали агентами, что изменилось глобально?
— Мы ушли от организации со штатом, где люди были заняты постоянно только вопросами охраны природы, где была волонтерская организация. Сегодня все члены СПОКа, все, кто участвует в деятельности, они работают где-то еще и занимаются вопросами охраны природы в СПОКе только на волонтерских началах. Мы отказались от каких-то затратных мероприятий, которые требуют большого финансирования. Оставили только те, которые наиболее важны для сохранения ценных участков в Карелии. У нас почти все находится в аренде. Только благодаря доброй воле ряда предприятий к созданию ООПТ можно какие-то участки сохранить.
РОССИЙСКИЕ ДЕНЬГИ
— Есть ли возможность заниматься той же деятельностью, но при поддержке наших денег, российских?
— Чтобы обеспечить устойчивую работу, нужны разные источники. Пока мы работали в формате постоянных штатных работников, у нас доля иностранного финансирования была очень маленькая по сравнению с похожими на нас организациями. У нас были и государственные контракты (то, что мы по конкурсу выигрывали), были и гранты, российские субсидии от наших региональных министерств, договоры были с компаниями на какое-то обучение.
Источников было много разных, и это позволяло постоянно вести какую-то деятельность и устойчиво существовать. Но мы должны были отказаться не только от прямых иностранных средств — их было не так много, и только от них можно было бы отказаться. Законодательство об «иностранных агентах» позволяет признать иностранными практически все российские источники, кроме президентских грантов и бюджетных средств. Только на эти средства существовать в старом формате невозможно, выбрали такой вариант деятельности на сегодня. Посмотрим, насколько это будет эффективно, постараемся какие-то вещи организовывать за рамками СПОКа, своими же силами, но с привлечением каких-то других организаций.
— Если все-таки вернуться к российскому финансированию, то оно насколько велико? Или вы принципиально пока решили не искать?
— Возможно российское финансирование, но для этого нужен очень эффективный менеджмент. Это и раньше было сложно, когда у нас было много разных источников и мы были свободны в выборе. Грантов было мало всегда. Обычно мы делали какую-то работу, например, госконтракт, и эти средства тратили на мероприятия, которые считаем наиболее важными для охраны природы. И тогда это было очень сложно, а сейчас, наверное, можно организовать, но это будет неэффективно. Столько времени тратится на какие-то управленческие моменты, что, по-моему, еще ни одна из организаций, с которыми мы знакомы, по такому пути не пошла. Кто-то признает себя «иностранными агентами», кто-то, как мы, отказывается от финансирования и либо сохраняет юрлицо, но не берет финансирование, либо просто переходит в статус инициативной группы и занимается деятельностью как-то по-другому.
Законодательство об «иностранных агентах» позволяет признать иностранными практически все российские источники, кроме президентских грантов и бюджетных средств
— Почему я задаю этот вопрос. Когда наша страна объявляет контрсанкции, она говорит: «Мы сами справимся, будем производить сыр», а когда объявляют «иностранным агентом» и говорят, что брать деньги за рубежом плохо, что тогда предлагают как альтернативу? Закрыться и ничего не делать, не заниматься деятельностью?
— Предлагают в качестве альтернативы президентские гранты, но, конечно, на всех их не хватит. Было очень много критики в адрес этой системы по распределению средств. В этом году стало поменьше байкеров и подобных структур, по отзывам. Я с мая не знакомилась с результатами того, кто там выиграл. Но опять-таки: это один источник, а для устойчивой работы нужно, чтобы их было много.
Анна Яровая, Сергей Маркелов

Материал подготовлен по проекту
«Взгляд на Баренц» — совместного партнерства СМИ Баренц-региона

28 декабря 2017 года, «7х7»
Made on
Tilda